logologo text

Автономная некоммерческая организация «Формирование городского экологического парка «Темерник»

новости 2019

Город, построенный на воде. Реки, скрытые под неоном и бетоном Токио

29.10.2019

Удивительно, но у одного из самых развитых мегаполисов мира – Токио – практически те же самые проблемы с управлением реками, что и у Ростова. Предлагаем вашему вниманию материал, вышедший в газете «Guardian» в проекте «Неделя в Токио».
2019 10 29 01

Более сотни невидимых сверху рек и каналов протекает в подземельях Токио. Но почему город повернулся спиной к своей воде?
Практически бесконечный поток людей, текущий в районе Сибуйя, не осознаёт, что у них под ногами течёт ещё один поток – невидимое и неслышимое слияние двух древних рек - Уда и Онден.
Под всем своим неоном и бетоном, Токио это город, построенный на воде. Именно по этой причине здесь собрались все 37 миллионов его жителей. Именно продуманное управление водными ресурсами стало основной причиной взрывного роста от рыбацкой деревушки до центра политической власти.
Но сегодня вы этого не увидите. В то время как такие города как Сеул, Чикаго и Шеффилд возрождают свои реки, получая при этом экологическую и экономическую выгоду, Токио не обращает на это внимания. Он позволяет своим рекам стагнировать, прямо над водой построены хайвеи. Когда-то эти каналы и реки были ключевыми транспортными магистралями и центрами культурной жизни. Сейчас они загрязнены, заброшены и постепенно превращаются в пустыню.
Взгляните на Токио с высоты птичьего полёта, и вы непременно увидите хотя бы одну из его четырёх больших рек, которые сходятся в городе – Аракава, Сумидагава, Эдогава и Тамагава. Эти широкие серебристые ленты, опоясывающие город, самые основные, из более чем ста других природных рек и искусственных каналов, текущих под Токио, знаменитым своим стеклом, сталью и бетоном.
На самом деле, именно управление рекой к 1700 году сделало Эдо, как тогда назывался Токио, больше Лондона тех времён. Вся бухта Токио была окружена складами, товары вместо улиц перевозились по рекам и каналам, в то время как по их берегам располагались и процветали театры, чайные дома и кварталы «красных фонарей».

2019 10 29 02

Центральную роль воды в жизни города отражает знаменитая серия гравюр на дереве «Плавучий мир». Европейские путешественники всегда сравнивали их со своими знаменитыми городами на воде. «Всё в Эдо находится в мире и гармонии, - писал посол Швейцарии Аим Хумберт в 1864 году. Где в Европе можно такое найти? Только вдоль берегов и площадей Королевы Адриатики – Венеции».
Сегодняшний Токио не выдерживает никакого сравнения с Венецией, но если знать, где искать, то ещё можно обнаружить воду, текущую как по венам под бетонной кожей города. Например, плоские улицы с пышной растительностью по сторонам зачастую являются знаком того, что под ними находится похороненный поток. А там где, находятся храмы и кладбища предполагается наличие «сурибачи» - природных пустот в городских холмах, где обычно находятся пруды и родники.
- По мере того, как Токио модернизировался, роль реки в его жизни заметно снижалась, - говорит Хиденобу Дзиннай, профессор университета Хоси. Но воспоминания и картины прошлого все ещё присутствуют в жизни современного города и являются важным фактором понимания его идентичности.
Великое землетрясение Канто в 1923 году стало первым разрывом в ткани водоцентричного развития Токио. Восстановление города прошло в западном стиле. Вновь отстроенный после Второй мировой войны, когда Токио был сожжен дотла, а также подготовка к Олимпиаде 1964 города окончательно отвернули лицо города от рек, считает Дзиннай. «- Именно Олимпиада стала последней каплей в потере водного статуса. Качество воды заметно ухудшилось из-за загрязнения. Индустриализация, строительство шоссе над реками, пробки – именно по этим причинам люди дистанцировались от водоёмов».
В недавнем лодочном путешествии по реке Сумида с активистом Акирой Абэ, мы увидели много километров безликих индустриальных и жилых построек. Жёсткие требования по строительству в водоохранной зоне, были смягчены в 2004 и 2011 годах, но очень мало застройщиков воспользовались этой возможностью.
Если же путешествовать вверх по тихим каналам и притокам, то чувствуется не только мрак и пренебрежение, но также и потенциал. Абэ показывает на нависающие над водой вишни – сезон сакуры прекрасен на каналах эпохи Эдо.

2019 10 29 03

Мы находимся на воде более двух с половиной часов, но судоходства практически нет. Встречаются только футуристичного вида туристические катера, спроектированные манга- художником Ледзи Мацумото, и шестиместные водные такси. « - Чтобы прокатиться на них, необходимо бронировать места за полгода», шутит Абэ.
Отсутствие судоходства отчасти связано с противопожарными ограничениями в доках и причалах, многие из которых используются только в чрезвычайных ситуациях. Доки находятся в подчинении национальных, городских и региональных властей, которые между собой плохо координируют, и поэтому использовать причалы в коммерческих целях очень сложно.
Также наследием Олимпиады стал пересмотр транспортной системы города в ущерб его водным путям. Многополосные шоссе были построены прямо над реками и каналами, чтобы не задействовать дорогостоящую землю. Самыми заметными жертвами стали река Нихонбаси и мост эпохи Мейдзи, но ущерб экологии и экономике водных путей был еще более разрушительным.
Установка бетонных опор в уже загрязнённые многолетними стоками реки повлекли за собой дальнейшее загрязнение и застой воды, также как и невозможность использования их для коммерческих перевозок.
На виду у всего мира, одни реки были признаны непоправимо загрязнёнными, засыпаны строительными отходами и сверху забетонированы. Другие были спрятаны в трубы, чтобы скрыть ил и зловоние, они также стали дорогами, вероятно просто заместив одну форму загрязнения другой.

2019 10 29 04

Единственным положительным результатом стало развитие современной канализации. Токийские туалеты стали примером для всего мира, и сточные воды вообще не попадают в другие источники.
В дальнейшем предпринимались попытки вернуть Токио связь с его речной системой, самым заметным из которых стал проект рекультивации земли в районе Одайба. В течение экономического бума 80-х годов в буте Токио начали создавать два искусственных острова, которые должны были стать большим девелоперским проектом. Однако, экономический пузырь лопнул, и только в 90-х в этом районе стали появляться отели и предприятия. Сейчас Одайба стал популярным развлекательным высокотехнологичным парком, хотя многие и критикуют его за бездушие.
По мере подготовки Токио к Олимпиаде -2020, появляются призывы восстановить роль водоёмов в жизни города. Морской парк в Одайбе станет местом проведения триатлона и соревнований по плаванию, и это означает, что нужно будет повысить качество воды в бухте Токио.
Также в планах снести путепровод над рекой Нихонбаси, а вместо него проложить транспортный туннель под неё. План обсуждался с 2005 года, и в 2017 министр земельных ресурсов Киичи Иси, подтвердил его реализацию после Олимпиады. Работы по экологической экспертизе туннеля уже завершены, и сейчас начато создание его эскизного проекта.
Также планируется увеличить роль водного транспорта в жизни города, создавая речные такси и трамвайчики. Предполагается, что это принесёт существенные экологические выгоды. «Каналы являются прекрасной транспортной базой, и помогут управлять микроклиматом», - отмечает архитектор Норихиса Минагава.
Но самым большим препятствием для восстановления токийских каналов и водных путей является не отсутствие денег, а безразличие жителей Токио. Вовлечь горожан в активную работу по восстановлению рек после десятилетий их игнорирования нелёгкая задача. «- Сложно сдвинуть с места общество и правительство, - говорит Минагава. Не то, чтобы было нужно много инвестиций, если люди хотят – то это легко. Это не трудный проект, и деньги не вопрос. Нужно работать комплексно, а люди просто не заинтересованы. Вот почему важнее всего – просвещение».
Вдохновение токийские урбанисты ищут в других городах мира. « - В Тревизо, на севере Италии, каналы пересекают весь город. И их даже не используют в туристических целях, это просто часть городской жизни. Доки Лондона участвующие в оживлении Темзы, недавно восстановленные каналы в Милане могут стать для Токио хорошим примером», - говорит Дзиннай. « - Идеальный город – это возрожденный «Водный Токио», добавляет Минагава, вернём к жизни все наши каналы!» 

Поддержка создания и обслуживания сайта:
OP